Фото: Яна Пипар

Йозеп Салисте: «Идея поездки в Нарву — сделать шаг вперед»

Это майское интервью Йозепа Салисте для июньского выпуска журнала JALKA. Оригинал — на портале jalgpall.ee.

Переехавший в начале года в «Нарва Транс» по арендному соглашению Йозеп Салисте признает, что во «Флоре» у него не было твердого места в основе, в Нарве же он может подойти к своей игре творчески. Также он улучшает качество своей игры и хочет сделать шаг вперед в своей карьере.

— Nu, kak u tebja tam v Narve dela? Проводите с Марко Меэритсом все свободное время?

— С Марко мы уже давно знакомы, дружим семьями, каждый день обсуждаем футбол. В то же время у нас много мероприятий вместе с командой, русскоязычные команды держатся вместе, тут нет такой разрозненности как в столичных командах.

— Как много и на каком языке общаешься с партнерами по команде?

— В простых ситуациях я неплохо говорю по-русски, могу даже совершать телефонные звонки. Но вот были трудности с интернет-компанией Telia.

— Но ведь поставщик услуг должен знать государственный язык!

— Кто-то там наверняка его знает, также и в местах общепита — кто-то знает, кто-то нет. Я русский язык обычно практикую с игроками из России или Украины. Игроки с эстонским паспортом обычно неплохо говорят по-эстонски и по-английски.

— Ты 16 лет был в системе «Флоры» и вот твой второй клуб после стольких лет — «Нарва Транс». Странный маршрут.

— Да, 16 лет… Казалось, что не так много. Мне повезло, что уже в 17 лет Норберт Хурт хотел заключить со мной профессиональный контракт. Не предварительный молодежный, а сразу профессиональный. Мотивация увеличивалась. Каждый молодой игрок ждет, что придет спортивный директор и предложит контракт. Это придает уверенности. Во «Флоре» заботятся о молодых игроках.

Но спасибо Айвару Похлаку за Нарву, большое спасибо! Я получил хороший контракт. Еще один сезон во «Флоре» получился бы трудным. У меня не было твердого места в основе, я был хорошим парнем, выходящим на замену.

— Тебя это беспокоило?

— Конечно, беспокоило. Когда ты действуешь на определенной позиции или по крайней мере в одной зоне, то есть чувство уверенности. Но когда тебя перемещают из защиты в полузащиту, потом в атаку, тогда возникает вопрос, в правильном ли ты месте. Подготовка к сезону шла хорошо, но сомнения по поводу продолжения карьеры во «Флоре» только росли. Когда пришел Костя Васильев, то команда была укомплектована.

— От тебя пытались избавиться?

— Мне важно провести полный сезон в основе, стать для команды ключевым игроком, чтобы в следующем сезоне перейти на следующий уровень. На моей позиции играл Михкель Айнсалу, он был болен, но вернулся. У меня был вариант остаться, но я спросил себя, а смогу ли я попробовать в другом месте.

— Нарва в этом плане устраивает?

— В Нарве я свободный художник, играю под нападающим или на фланге. Я творческий игрок, распасовщик. Забивание голов является бонусом.

— Пока ты забил один гол в Кубке и в Премиум-лиге сделал три результативные передачи.

— Да, но таких результативных передач могло быть и шесть, семь или восемь, но мяч что-то не хочет идти в ворота. У других команд идет, а у нас нет.

— Будучи атакующим игроком, за несколько месяцев ты заработал 4 желтых карточки.

— «Флора» послала меня в Нарву, чтобы я улучшил навыки игры в защите. Так что идея поездки в Нарву — сделать шаг вперед. Две из четырех желтых пришли после разговоров.

— «Флора» отправила тебя в Нарву пройти курс самосовершенствования?

— Можно сказать и так. «Флора» отправляет игроков в аренду, чтобы они там делали шаг вперед. Для меня — это общее улучшение качества игры, ношение роли ключевого игрока и повышение уверенности в себе.

— Начало сезона не заслуживает похвалы. После десяти игр вы находитесь на одном уровне с «Курессааре», далеко от «Пайде», таллиннская тройка команд впереди. Говорит ли владелец Николай Бурдаков с командой повышенным тоном?

— Тут две вещи. Как игрок я не имею права говорить о тренерских заменах, у президента свои идеи, как заставить команду играть лучше. Калашников и Бондаренко оба — хорошие тренеры. Мы говорили с командой, что еще ничего не закончено, только еще второй круг начался. Во-вторых, мяч должен лететь в ворота. Защита в порядке, но куда она выносит мяч? Лето у нас еще будет возможность сделать какие-то изменения в составе.

— В чем основной различие «Флоры» и «Нарва Транс»?

— Основное отличие в полях. Было бы здорово, если бы «Нарва Транс» мог играть на новой искусственной траве целый год как «Нымме Калью». Газоны, что здесь для тренировок и игр — не футбольные поля, а площадки для легкой атлетики, где можно бросать диск. Это самый большой минус. Ну а жизнь такая же как в Таллинне. Большие торговые центры, СПА и пляж в наличии, всего достаточно.

— Ушел из «Флоры» — ушел из национальной команды? Хотя Марко Меэритс показывает, что и из «Нарва Транс» можно попасть в сборную.

— Я не верю, что из «Флоры» проще попасть в сборную. Таблица показывает, что игроки «Флоры» заслуживают места в сборной. Марко Меэритс же очень давно в сборной, надеюсь, что когда-нибудь он станет там основным вратарем. Из шести голов три были забиты ему с пенальти! Из Нарвы сложно попасть в сборную, но посмотрим, что будет в следующем сезоне. Уеду ли я в зарубежный клуб или в какой-то другой эстонский топ-клуб… «Флора», люди из клуба, фанаты всегда останутся в моем сердце. Я хочу им доказать, что я развиваюсь и тоже достоин поездки в зарубежный клуб. Конечно, желаю и Нарве всего хорошего, особенно хороших полей.

— Ты являешься членом совета трех компаний. Чем ты занимаешься?

— Многие футболисты являются членами совета директоров, просто об этом многим неизвестно. Весь мой бизнес в интернете: электронные магазины и тому подобное. Я могу сделать интернет-страницу. Я приобрел этот навык путем обучения и самостоятельного исследования. Если я больше не буду футболистом, то у меня будет хоть что-то. Если я получу хороший контракт, то смогу застраховать свое будущее, а если нет, то нужно делать еще что-то.

— Означает ли занятие бизнесом, что ты больше не относишься в футболу слишком серьезно?

— Не означает, я всего себя посвящаю футболу. Интернет-бизнесом занимаюсь почти пять лет. Это не физически обременительная работа. Это умственная деятельность, которая помогает послать свои мысли в другом направлении и обеспечивает дополнительный доход. Если 24 часа в день заниматься только футболом, то можно устать.