Фото: facebook.com/fkspartaks

Алексей Еременко: «Предпочитаю играть в комбинационный атакующий футбол»

Первое интервью Алексея Еременко в роли главного тренера «Нарва Транс».

— Алексей Борисович, вы более 30 лет живете в Финляндии, теперь, наконец, поработаете в братской Эстонии. Насколько внимательно вы раньше следили за эстонским футболом?

— За эстонским футболом не особо следил раньше, могу вспомнить только финнов, которые там играли и работали. Тот же Паси Раутиайнен тренировал «Флору». Когда я только приехал в Финляндию, то мы играли против друг друга, а потом он в Эстонии поработал. В «Яро» мы играли с Тоомасом Калласте, это был 97-й год. Знаю, конечно, многих эстонских игроков, которые в Финляндии играли, но пристально не следил.

Вот в прошлом году я работал в Юрмале, тоже в братской республике, можно сказать. С тех пор чаще стал обращать внимание и на эстонский футбол. А до «Спартака» я поработал с эстонцами в «СИК» — Аксалу там был и такой быстрый маленький защитник, как его, Элхи. Заку еще подписал в «СИК» перед уходом. А потом он в «Левадию» уехал, и сейчас Зака в числе лучших бомбардиров. Не нарвский Зака, а тот, грузинский. Жаль, мало вместе с ним поработали. Еще наслышан, что Яри Литманен у вас прописан, жена у него эстонка, сын где-то тренируется. Вот, как-то так.

Из эстонских футболистов еще хорошо знаю Евгения Новикова из Нарвы, он сейчас агент. Я его к себе в «Яро» приглашал, так что уже 10 лет знакомы, поддерживаем хорошие отношения. Ну и, понятное дело, с Валерием Карпиным. Сначала были заочно знакомы, а когда Рома Еременко в «Ростов» перешел, то я часто тоже туда ездил, там познакомились с Валерой поближе. Можно сказать, сдружились. Не скажу, что очень близкие друзья, но можем звонить друг другу в любое время, обсуждать разные вещи. Очень рад за него, что делает большие успехи в профессии. Моя жена говорит, что мы с Карпиным похожи. Не внешностью, а отношением к футболу, поведением, тренерским видением. Я сам не знаю, это такой взгляд со стороны.

— А с Валерием Бондаренко знакомы? Он в 2008-09 «РоПС» тренировал.

— В том году я как раз был тренером второй лиги в «Якобстаде», с командами Высшей лиги не играли. Через год в сентябре я принял «Яро», так что, может быть, с ним и пересекались, не помню. Но вот как раз скоро точно познакомимся.

Алексей Еременко, «Спартак» Москва

— Вряд ли вы уже обговаривали цели на следующий сезон. Но президент «Нарва Транс» недавно обмолвился, что он недоволен шестым местом, хочет, чтобы команда претендовала на более высокие позиции, на еврокубки. Если уже изучали команду, то знаете ли вы, какие изменения нужны, чтобы сделать качественный шаг вперед?

— Всегда нужно учитывать наличие игроков, от них уже отталкиваться. Так уж повелось, что с давних времен я слежу за «Барселоной» и «Аяксом, мне нравится футбол, которые проповедуют эти команды. Поэтому я и сам предпочитаю играть в комбинационный атакующий футбол. Как меня в московском «Спартаке» при Бескове научили, так я эти знания через всю карьеру и пронес. Всегда хотел играть именно в такой футбол как игрок, да и как тренер стараюсь, чтобы моя команда действовала в таком ключе.

Поэтому будет атакующий футбол, прессинг, высокое доминирование на поле, но и про оборону, конечно, забывать не будем. Понятно, что должна быть организованная игра с хорошем качеством в обороне и атаке, нужно уметь играть позиционно, играть на контратаках. Но ни в коем случае не будем играть в «бей-беги» и только от обороны. Стоять и отбиваться никому не нравится – ни игрокам, ни зрителям. Это возможно, эпизодически, в одной игре, но системой это быть не должно.

Я сейчас активно слежу за командой, разбираю матчи. Пытаюсь понять, кто из игроков на что способен. В последних играх много от обороны играли, индивидуальные качества сложно было увидеть. Накладывались погодные условия – то снег, то дождь. Соперники в заключительной части были серьезные. Но я понимаю, что команда молодая и обучаемая, есть несколько опытных игроков. Для меня самое главное, чтобы игроки хотели развиваться, хотели идти вперед. Достигать высоких целей без развития невозможно. Просто так ничего не бывает, нужно работать.

Я не могу сказать «Я хочу, как тренер, выполнить эту задачу», этого мало. Если игрок не хочет, не готов выполнять все, что нужно, тогда ничего не получится. Так что нам нужно сесть в одну лодку, вместе грести в одну сторону, потому что мы все зависим друг от друга. У каждого есть своя роль на поле, каждый должен стараться выполнять на 100% все задачи и даже перевыполнять, тогда будет командная игра, в конце рисунок сложится. Как только ты выходишь на поле, то должен нести ответственность за ряд решений, уже не тренер, он не играет на поле, тренер ответственность несет на тренировках, за выбор тактики, стиль игры, какие замены делать. А игрок на поле должен показать, что умеет, что тренировал.

— В общем, болельщики точно будут рады, что вы придерживаетесь атакующего и комбинационного футбола, а то в этом сезоне мы часто играли чересчур осторожно.

— Да, болельщики всегда рады яркому атакующему футболу. Я смотрел игры, не все игроки могли в полной мере показать свою индивидуальность, как Александр Закарлюка, но он все равно достаточно назабивал. Постараюсь ему найти правильную роль, чтобы он не разбрасывался много на лишние действия, с его техникой и видением поля ему нужно больше сохранять силы на креатив в третьей части атаки, чтобы выполнять самые сложные действия. Вот там нужно найти себе пространство, принять мяч и что-то с ним сотворить. А на своей половине поля уже другие люди должны разбираться, должны уметь это делать. А если опускаться до защитников, забирать мяч и потом 50 метров бежать до штрафной соперника, то на это все силы будут уходить.

Фото: facebook.com/fkspartaks

— Когда вы работали в Латвии, то у вас в «Спартаке» было огромное множество легионеров – разного качества, разного возраста. В Эстонии же лимит пожестче, чем в Латвии.

— Ну это не имеет значения. Я и в Финляндии работал, где много местных игроков. Например, команда «Яро». Маленький город, 20 тысяч населения, финансы скромные. У нас своих воспитанников было по 7 человек на поле, и их уже разбавляли иностранцами. Поэтому здесь для меня ничего нового, будем работать в рамках дозволенности. Тут я спокоен. Усиление всегда нужно, нужны опытные игроки, одной молодежью все равно не справишься, нужен «золотой баланс».

А в «Спартаке» у меня очень интересная работа была. Считаю, мы могли бы и еще лучше выступить. Там своя специфика селекции была, игроков собрали, они никогда вместе не играли, я их принял в конце февраля, там еще месяц выпал из-за пандемии. Приехали со сборов, потренировались, а потом всё закрылось, игроки по домам сидели. Когда сезон пошел, то команда играла в очень интересный футбол, хотя все ребята из разных футбольных культур – украинец, молдаванин, русский финн, серб, черногорец, панамец, ребята из Никарагуа, Нигерии, Кот-д’Ивуара, Ганы. Веселая такая банда была, а средний возраст команды был 21 с половиной год. «Ригу» обыгрывали, с «РФШ» вничью играли, на поле все молодые, быстрые, зрителям футбол нравился.

— Нельзя не задать еще один животрепещущий вопрос. Вас знают не только как известного футболиста и тренера, но и как отца трех прекрасных игроков. Будете ли вы предпринимать попытки пригласить в новую команду кого-то из сыновей – Сергея или Романа?

— Нет, наверное, нет. Даже если бы я позвал Сергея, он, наверное, не пошел бы. Тут такая ситуация, он младше всех, но ему досталось больше всех. Он в 15 лет начал играть в Высшей лиге при мне, многие считали, что он играет, потому что папа – тренер. Так что он слышал это с детства, видел эти косые глаза. Потом оказалось, что и без папы он на что-то способен, «Базель» за него деньги платил, чтобы в академию забрать. Когда его «Спартак» подписал, а я его в аренду в «СИК» взял, то тут снова началось… Поэтому теперь Сережа, наверное, ко мне не пойдет, ему хватило под моим руководством. Говорит, что «теперь я своей дорогой иду».

Про Романа не знаю. Он пока не решил, что он будет делать. Он сейчас в Хельсинки с семьей. Он готов возобновить карьеру, но сам решит, где и когда. Все сыновья уже взрослые люди, я не вмешиваюсь.

Алексей Еременко с сыновьями

— Когда планируете приехать в Нарву?

— Наверное, я приеду на последнюю игру в Таллинн. Нужно будет последние дела доделать, основательно поговорить. И когда уже будем знать зимнее расписание игр, легче будет планировать подготовку. Из отпуска выйдем, скорее всего, уже после новогодних праздников.

Я тут посчитал, что из Якобстада до Хельсинки примерно 5 часов, 2 часа на пароме в Таллинн, ну и часа 2 с половиной до Нарвы на машине, верно? 9-10 часов вся дорога до дома будет занимать. Или же можно к Роме и к внукам в Хельсинки приезжать, тогда вообще рядом. Хотя, когда я в Юрмале работал, там еще легче было – на самолет садишься, 38 минут, и ты уже в Хельсинки. Я мог в 6 утра из дома выехать и успеть на утреннюю тренировку команды в Юрмале.